Джеймс Аллен и возможная тактика команд в Бразилии

гонка Накануне финала сезона британский журналист рассуждает о возможных тактических решениях команд во время Гран При Бразилии.

Гран При Бразилии инженеры и стратеги команд часто называют самой непредсказуемой гонкой сезона, которую очень сложно планировать.

В ход событий часто вмешивается погода, и прошлый год стал в этом смысле идеальным примером. В той гонке решалась судьба чемпионского титула, и проходила она в менявшихся метеоусловиях на асфальте, который то становился влажным, то успевал подсохнуть вновь.

Если в Сан-Паулу дождь, сложно предсказать, как долго он продлится и сколь сильным будет. А когда осадки прекратятся, одни участки трассы могут высохнуть, а на других ещё останутся реки воды. Кстати, прошлогоднюю гонку выиграл тот, кто не стал переходить на дождевую резину, когда начался дождь!

Кроме того, есть проблема настройки машины. Извилистый второй сектор круга с его крутыми поворотами совсем не похож на третий сектор, в основном состоящий из длинной, идущей на подъём прямой. Настраивая машину, нужно обратить особое внимание на то, чтобы её ведущие колёса сохраняли хорошее сцепление с асфальтом в фазе перехода от торможения к разгону.

Если также вспомнить, что зоны безопасности очень узкие, а шанс появления автомобиля безопасности – весьма велик, то мы получаем гонку, после которой команды чувствуют настоящее облегчение, когда удаётся добиться запланированного результата. В Бразилии всё может запросто пойти не по сценарию.

Ещё одной уникальной чертой этого Гран При является то, что автодром находится на высоте 800 с лишним метров над уровнем моря. Соответственно атмосферное давление в Интерлагосе почти на 10% меньше, чем на уровне моря, и это приводит к падению мощности двигателей, плюс в условиях менее плотного воздуха пропорционально снижаются прижимная сила и лобовое сопротивление.

Стоит добавить, что на преодоление круга по бразильской трассе гонщики затрачивают меньше 1 мин. 12 секунд – меньше, чем на любой другой трассе чемпионата. Кроме того, автодром в Интерлагосе – один из шести трасс Формулы 1, где движение организовано против часовой стрелки.

В Pirelli вновь предложили очень консервативный выбор составов: как и год назад, в Бразилии командам предстоит использовать шины Medium и Hard, хотя в 2011-м они привозили в Сан-Паулу шины Soft и Medium.

Особенности трассы

Интерлагос – 4309 метров. Дистанция гонки: 71 круг = 305,909 км. 15 поворотов. Средняя скорость – 210 км/ч. Классический автодром, построенный в пригороде Сан-Паулу: трасса расположена в природной котловине. Аэродинамика настраивается на среднюю, ближе к высокой прижимную силу. Максимальная скорость – 323 км/ч с DRS и 311 км/ч без неё.

С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 61% круга (среднее значение, ближе к высокому). Для прохождения дистанции требуется 134 кг топлива (среднее/низкое значение). Потребление топлива: 1,9 кг на круге (низкое значение). Дополнительные 10 кг топлива приводят к потере 0,31 секунды на круге (среднее значение).

Число зон торможения – 6, износ тормозов – низкий. На торможения затрачивается 16% времени прохождения круга.

Общее время пит-стопа – 18 секунд.

Расстановка сил

В прошлом году в Сан-Паулу победил Дженсон Баттон, причём, по итогам квалификации гонщики McLaren занимали весь первый ряд. Три предыдущих Гран При на этой трассе выиграли пилоты Red Bull: Марк Уэббер побеждал в 2009-м и 2011-м, и сейчас австралийцу предстоит провести свою последнюю гонку в Формуле 1. В 2010-м линию финиша первым пересёк Себастьян Феттель.

Фелипе Масса принёс победы Ferrari в 2006-м и 2008-м, Кими Райкконен победил в 2007-м, но сейчас финн проходит реабилитацию после операции на позвоночнике и на старт не выйдет.

Прогноз погоды

Прогноз погоды на уик-энд обещает температуры на уровне 25 – 27 градусов при 80% вероятности осадков.

Ливни в Сан-Паулу – обычное явление в это время года, и они настолько часто сопровождали Гран При Бразилии, что при составлении планов на этот уик-энд команды обязательно учитывают погодный фактор.

Шины и другие факторы

Pirelli привезла в Бразилию шины Medium (белая маркировка) и Hard (оранжевая маркировка). Это сочетание уже использовалось несколько раз, в том числе в Спа, Монце, Сузуке и Остине.

Это очень консервативный выбор, такой же, как в прошлом году. В 2011-м в Интерлагосе команды имели дело с резиной Soft и Medium, и почти всем гонщикам пришлось совершить по три пит-стопа. Итальянские шинники говорят, что выбор этого года продиктован высокими нагрузками, которые испытывают шины в скоростных поворотах. Помня о проблемах, возникших в Сильверстоуне, шинники хотят спокойно завершить сезон.

Поверхность асфальта в Сан-Паулу не очень абразивная, и резина испытывает нагрузки, прежде всего, при прохождении серии левых поворотов перед старт-финишной прямой. Плюс из-за разгонов на выходе из поворотов средней части круга и последнего поворота страдает задняя левая шина. Поскольку на жёсткой резине машина скользит по трассе, это только усугубляет износ.

В прошлом году, когда на первых кругах начался дождь, ключевым моментом гонки стало решение оставаться на сликах, но на такой риск пошли немногие команды, поскольку далеко не всем удавалось прогреть шины. Но Дженсон Баттон и Нико Хюлкенберг смогли этого добиться, что и предопределило победу британца.

Число и вероятное время пит-стопов

В прошлом году до гонки стратеги команд рассчитывали, что дистанцию удастся преодолеть с двумя пит-стопами, первый из которых надо провести в районе 20-25 круга, затем проехать средний отрезок на жёстких шинах, после чего, проанализировав скоростные показатели, предстояло принять решение, переходить ли на прикатанный комплект Medium, или поставить свежий комплект Hard. Однако дождь внёс свои коррективы.

Пит-лейн на бразильском автодроме довольно короткий, на пит-стоп затрачивается лишь 15 секунд плюс то время, которое машина находится в неподвижном состоянии, и команды планируют две остановки в боксах, поскольку потери времени минимальны и компенсируются тем, что на свежей резине гонщики проходят круги с более высокой скоростью.

Два пит-стопа – наиболее вероятная тактика в этот уик-энд, но если шины будут устойчивы к износу, а на ранних стадиях гонки на трассе появится автомобиль безопасности, то может найтись пара гонщиков, кто рискнет проехать дистанцию с одним пит-стопом в надежде отыграть позицию. Но на бразильской трассе, в отличие от многих других, довольно легко обгонять, и DRS работает весьма эффективно, так что те, кто придерживается тактики двух пит-стопов, на последних кругах без особого труда смогут опередить соперников, решивших ограничиться одной остановкой боксах.

Шансы появления автомобиля безопасности

Шансы появления автомобиля безопасности оцениваются на уровне 63%. Сейфти-кар выезжал на трассу в семи из последних десяти Гран При Бразилии. Часто это происходило сразу после старта, когда все 24 машины пытаются почти одновременно преодолевать узкие повороты Интерлагоса.

Следовательно, автомобиль безопасности следует считать существенным фактором, влияющим на ход гонки, так что имеет смысл заранее это предусмотреть и подготовить несколько вариантов тактики.






Leave a Reply

Ваш email адрес не будет опубликован. Обязательные поля обозначены как *

*