Михаил Фоменко ответил на вопросы журналистов

Михаил Фоменко Главный тренер сборной Украины Михаил Фоменко дал эксклюзивное интервью «Профутболу».

— После победного матча против Франции украинская нация находилась просто в экстазе. В чем был ваш секрет?

— Это, наверное, больше заслуга игроков, чем моя. У них стоит спрашивать.

— Хорошо, тогда начнем с самого начала. Вы возглавляете сборную, первый матч на выезде против Польши. Даже ничья — конец мечтам. Но Вы все с ног на голову перевернули.

— Просто, когда мы начали работу, очень много было бесед индивидуальных. И мы договорились, что у нас каждая игра, как последняя, и в каждой игре нужно реализовывать свои возможности на 100 процентов. А ребята это просто поняли и выполняли.

— Вам, когда пришли в сборную, нужен был косметический или кардинальный ремонт?

— Я, наверное, секрет не открою, если скажу — клуб и сборная, разные вещи. За сборную люди играют не за деньги. Играют за престиж, за страну, за болельщиков. А если кто-то за сборную будет делать кому-то услугу, поверьте, я уже в таком возрасте, что могу отличить разговоры от настоящих намерений. И ребята это поняли.

— Вы воспитанник Лобановского. О Вас говорят — высоко цените дисциплину. Насколько большое внимание уделяли дисциплине в сборной?

— Дело в том, что дисциплина — это не мои прихоти. Это требования сегодняшнего футбола. И наш тренерский штаб пытался ребятам доказать это не только своими разговорами, но и показывал много матчей таких клубов как «Барселона», «Бавария», английских клубов, испанских, немецких, итальянских. Как пример, чтобы ребята поняли — это не наши требования, а требования современного футбола.

— Можете сейчас раскрыть свои планы, когда возглавляли сборную в такой тяжелой ситуации, думали о следующем отборочном цикле или была уверенность попасть на ЧМ-2014?

— То ли жизнь моя так сложилось, то ли родители меня так воспитали, но у меня жизненный лозунг — если занимаешься делом серьезно, нужно быть максималистом. Смысл делать свою работу на 50% или 40%, если мы ставим задачу перед своими подчиненными, чтобы они отдавались своему делу на 100%, а то и больше. Это и нас касается в первую очередь, мы должны быть примером для своих ребят.

— Ваша мечта была выйти на ЧМ -2014. Какая ваша следующая мечта?

— Попробовать с ребятами исправить ошибки, которые мы допустили в этом турнире.


— Вы возглавили сборную, а перед тем тренировали только клубы. И сами же сознаетесь, клуб и сборная — разные вещи. Не было опасений?

— Я не в том возрасте, чтобы чего-то бояться. У меня уже достаточно и жизненного опыта, и профессионального. Вот если бы меня заставили заниматься физикой или химией, видимо тогда я себя чувствовал бы неудобно (смеется). А так я занимаюсь своим любимым делом.

— Олег Блохин, накануне старта отбора против Англии в 2012 заявил: «Эта команда обречена атаковать». Как бы вы команду охарактеризовали после отбора?

— И снова вернусь к требованиям мирового футбола. С мячом нужно атаковать, и без мяча атаковать. Надо отбирать мячи.

— Через несколько дней после завершения отбора ЧМ-2014 для нашей команды, какие у вас сейчас эмоции и итоги?

— А какие могут быть эмоции после проигрыша? И второго матча против французов и борьбы за путевку в целом. Конечно, эмоции отрицательные. Слишком много негативных моментов было против нас с самого начала матчей против сборной Франции. Нам выпал из всех соперников сильнейший. Второе — первую игру мы играли дома, а не на выезде. Считаю, в Париже сборной Франции помогали и 12-й, и 13-й, и 14-й игрок. Играй мы с любой другой сборной, все было бы несколько иначе.

А если мы заглянем в историю — вспомните, мы выиграли игру со сборной Польши на выезде, вернулись и у нас игра с Молдовой. Это команда совсем другого уровня и эта игра была очень сложной. Было отдано очень много функциональных, эмоциональных, психологических сил.

Очень трудно было восстановить игроков после выезда в Польшу. Ну представьте себе уровень сборной Польши и пусть уж меня простит сборная Молдовы, но они немного слабее сборной Франции. Это я сравниваю спаренные матчи выезд в Польшу и домашний против Молдовы со спаренными матчами Украина — Франция, Франция — Украина. 

Тогда было трудно, а представьте, как после такого изнурительного домашнего матча против французов за несколько дней противостоять им на выезде.

А тут еще сборная Франции располагает — двумя равноценными сборными. Такой уровень футболистов, которые представляют различные европейские чемпионаты. Плюс наши футболисты начали чемпионат в июле, игроки сборной так сказать «наелись» футболом, устали, а игроки сборной Франции начали свои чемпионаты конец августа — начало сентября. Они пока на самом функциональном пике. 

И вновь повторюсь, мы играли против 14 игроков, а второй тайм даже вдесятером против 14. Это очень сложно, поверьте.

— А какие ощущения были в тот момент, когда арбитр матча дал финальный свисток в Париже?

— А какие могут быть ощущения? Поставьте Вы себя на мое место, Вы все прекрасно видите, понимаете, что происходит на футбольном поле, а сделать ничего не можете. Вот так это было. Очень трудно это пережить.


— Если бы можно было вернуть время назад, что бы Вы изменили, чтобы избежать возможных ошибок и достичь результата?

— Трудно ответить на этот вопрос. А вспомните момент в домашнем матче против Франции в конце игры? Три наших футболиста вышли на одного защитника, потом было три против двух и не реализовали тот момент. А было бы 3:0 и кто знает — совсем другая игра в Париже и совсем другой результат.

— А в домашней игре против Англии 0:0 — ничего не хотели бы изменить?

— Да я уже наслушался заявлений людей, которые говорили, мол, стоило рисковать. Что такое риск? Он в обе стороны. А рискни мы, счет мог бы быть и 0:2, и 0:3, и не в нашу пользу. Мы не говорили ребятам закрываться в обороне. Нет! Просто все в команде реально оценивали ситуацию. Поэтому и получилась такая игра.

— А не было такого, что наши игроки, может, немного перепраздновали 2:0 над французами и потратили лишние силы? А их возможно и не хватило в Париже?

— Понимаете, я не могу взять и закрыть игроков на базе сразу после игры. Сейчас другие времена. В наше время такое было возможно. Я еще понимаю клубные дела, а это сборная. Когда начали работать, договорились — никто никому займов не делает. Игроки сами себе профессионалы.

— Но мы настолько убедительно победили французов и по игре и по результату? И тогда игроки не выглядели уставшими.

— Ко всему надо относиться реально. Эмоции они должны помогать и мы от своих подопечных требуем, что эмоции должны помогать. Не разрушать, а помогать. Так мы хотим. Но хотеть, как говорится, — не вредно. Надо для этого что-то делать. На сегодняшний день — вот так. Надо идти вперед, не останавливаться, это уже урок и очень хороший урок. На этом же жизнь не заканчивается? Нужно двигаться дальше. И люди, приобретая опыт, будут делать выводы.

— Что Вы увидели в своих игроках: в домашней игре с французами и не увидели в выездной?

— У французов в ответном матче было 5 новых свежих исполнителей. Возможно, мы сами разрушили нашу защитную линию уже в первом матче, чем нам помогли это сделать, когда мы потеряли из-за дисквалификации Кучера и Федецкого. Которые, кстати, очень и очень неплохо сыграли первую игру.

У французов есть игроков на два состава, а у нас столько нет. Их тренер поставил двух новых центральных защитников, один из которых гол забил, и второй — игрок «Реала». У нас, нет представителей ни «Реала», ни «Манчестер Юнайтед», ни «Манчестер Сити», ни «Арсенала». Одной причины нет, их множество. Нам не повезло со жребием, я не мог этого говорить до игры. Что Бог дал — то мы и получили.

— А не мелькнула ли мысль, что нашу команду в Бразилии не ждут и она не так выгодна как Франция?

— Да я уже сказал о 14-м игроке. О 13-м, о 14-м.

— 14-й сидел на трибуне?

— Конечно! А тринадцатый делал то, что он… (пауза ). Мы просматривали нарезку моментов матча с коллегами. Удаление Хачериди — там вообще контакта не было с Рибери. То, что со стороны Рибери был фрагмент из театральной постановки — это произвело, очевидно, впечатление на арбитра и он, видимо, был не против.

— Кстати, о Рибери. Его Вы видели собственными глазами против Украины. Как считаете у него больше шансов на «Золотой Мяч», чем у Криштиану Роналду?

— Моя точка зрения — оба заслуживают. Я не член жюри.

— Но Вы голосовали?

— Да. Уже проголосовал. Первое место отдал Рибери. Роналду — второй, третий — Месси.

— На чем базировался такой выбор?

— Я бы ответил точнее, если бы я хотя бы с одним из них работал. А так, не повезло (смеется).

— И, тем не менее, одного Вы видели в двух матчах.

— Конечно, Рибери очень сильный индивидуально. После работы с Хайнкесом в «Баварии» он изменился на футбольном поле. От него стали больше требовать. Ранее он лишь по флангу работал и только вперед, а сейчас выполняет больший объем работы. Он изменился и стал гораздо сильнее.

— И, несмотря на то, что Федецкий в первой игре его закрыл.

— Да, это большая его заслуга, но ему тогда помогали партнеры. Было такое задание — закрыть Рибери, и Артем с этим справился.

— Был бы Федецкий в ответном матче, все было бы иначе?

— Конечно. Он в первой игре его нейтрализовал и у него появился опыт. Практический опыт, не теоретический.

— Было что сказать ребятам после игры в Париже?

— Конечно. Поблагодарил их за работу. То, что случилось то — случилось. Пожелали игрокам от тренерского штаба удачно доиграть календарный год в клубах. И если судьба сложится — продолжим совместную работу, имея определенный опыт работы друг с другом.

— До игры с французами сравнивали сборные Англии и Франции и сказали — Англия сильнее. После матчей плей-офф какие впечатления?

— Неизменные.

— Английские журналисты перед игрой Украина — Англия много интересовались у нас — в чем секрет успеха Михаила Фоменко? Поделитесь?

— Нет секретов. Только труд. А если и есть секреты, то они только профессиональные. Здесь нечего искать.

— Вы очень скромный.

— А каким должен быть человек?

— А Жозе Моуриньо, например?

— Это все очень индивидуально. У каждого из нас, тренеров, — кипит внутри. Но один это выплескивает, а другой переживает и делает выводы.

— Болельщики, все как один, после игры высказались за Вас как тренера в будущем для нашей команды.

— Конкретного разговора нет, но контракт был подписан по схеме «год плюс два», и если не будет никаких возражений со стороны обеих сторон, то он автоматически продлевается еще на два года.

— Не могу не спросить о Девиче. Последние матчи он не играл за сборную. Почему?

— В очередной раз говорю — это некорректный вопрос. Это наши внутренние дела. У него же в клубе другое окружение.

— Вопрос актуальный, потому Девич, комментируя поражение от Франции, о партнерах говорил «они». Может не отождествлял себя с ними? Может, он обижен в сборной?

— Если бы конфликт был — смысл его вызвать? Может, его просто неправильно перевели. Украинский язык все-таки не его родной. Это уж Вы у него спрашивайте.

— Наш чемпионат может сократиться до 14-ти или 12-ти команд. Как относитесь к таким изменениям?

— Лично мне хочется, чтобы было 16 команд. Но жизнь есть жизнь. Она диктует, сколько должно быть команд. Украина с таким населением заслуживает более 12 или 14 команд в чемпионате.

— Вы родом из маленького поселка. Корни свои не забываете?

— Я родом из села Малая Рыбица, на Сумщине. Сейчас у меня есть дом в селе Большая Рыбица, это 7 км. от Малой Рыбицы. Там замечательная природа: отдохнуть можно и душой и телом. Я много повидал в мире, но Родина для меня это Родина.


— А что для Вас — отдых?

— Рыбалка! Ранее был — спортивный интерес, а сейчас получаю удовольствие от процесса. Кому-то хорошо на Мальдивах, а мне — наоборот. Лучше у себя дома.

— В Вас просто влюбились болельщики сборной Украины. Вы что им можете пожелать в ответ?

— Если Вы говорите, они «влюбились», пусть знают, это — взаимно. Потому что на любовь нужно отвечать любовью. А на болельщицкую любовь мы можем отвечать только делом. Это и буду делать, если мне доверят и в дальнейшем.






Leave a Reply

Ваш email адрес не будет опубликован. Обязательные поля обозначены как *

*