Федерация футбола Украины предложит главному тренеру национальной команды Михаилу Фоменко продолжить работу со сборной Об…
Михаил Фоменко ответил на вопросы журналистов
Главный тренер сборной Украины Михаил Фоменко дал эксклюзивное интервью «Профутболу».
— После победного матча против Франции украинская нация находилась просто в экстазе. В чем был ваш секрет?
— Это, наверное, больше заслуга игроков, чем моя. У них стоит спрашивать.
— Хорошо, тогда начнем с самого начала. Вы возглавляете сборную, первый матч на выезде против Польши. Даже ничья — конец мечтам. Но Вы все с ног на голову перевернули.
— Просто, когда мы начали работу, очень много было бесед индивидуальных. И мы договорились, что у нас каждая игра, как последняя, и в каждой игре нужно реализовывать свои возможности на 100 процентов. А ребята это просто поняли и выполняли.
— Вам, когда пришли в сборную, нужен был косметический или кардинальный ремонт?
— Я, наверное, секрет не открою, если скажу — клуб и сборная, разные вещи. За сборную люди играют не за деньги. Играют за престиж, за страну, за болельщиков. А если кто-то за сборную будет делать кому-то услугу, поверьте, я уже в таком возрасте, что могу отличить разговоры от настоящих намерений. И ребята это поняли.
— Вы воспитанник Лобановского. О Вас говорят — высоко цените дисциплину. Насколько большое внимание уделяли дисциплине в сборной?
— Дело в том, что дисциплина — это не мои прихоти. Это требования сегодняшнего футбола. И наш тренерский штаб пытался ребятам доказать это не только своими разговорами, но и показывал много матчей таких клубов как «Барселона», «Бавария», английских клубов, испанских, немецких, итальянских. Как пример, чтобы ребята поняли — это не наши требования, а требования современного футбола.
— Можете сейчас раскрыть свои планы, когда возглавляли сборную в такой тяжелой ситуации, думали о следующем отборочном цикле или была уверенность попасть на ЧМ-2014?
— То ли жизнь моя так сложилось, то ли родители меня так воспитали, но у меня жизненный лозунг — если занимаешься делом серьезно, нужно быть максималистом. Смысл делать свою работу на 50% или 40%, если мы ставим задачу перед своими подчиненными, чтобы они отдавались своему делу на 100%, а то и больше. Это и нас касается в первую очередь, мы должны быть примером для своих ребят.
— Ваша мечта была выйти на ЧМ -2014. Какая ваша следующая мечта?
— Попробовать с ребятами исправить ошибки, которые мы допустили в этом турнире.
— Вы возглавили сборную, а перед тем тренировали только клубы. И сами же сознаетесь, клуб и сборная — разные вещи. Не было опасений?
— Я не в том возрасте, чтобы чего-то бояться. У меня уже достаточно и жизненного опыта, и профессионального. Вот если бы меня заставили заниматься физикой или химией, видимо тогда я себя чувствовал бы неудобно (смеется). А так я занимаюсь своим любимым делом.
— Олег Блохин, накануне старта отбора против Англии в 2012 заявил: «Эта команда обречена атаковать». Как бы вы команду охарактеризовали после отбора?
— И снова вернусь к требованиям мирового футбола. С мячом нужно атаковать, и без мяча атаковать. Надо отбирать мячи.
— Через несколько дней после завершения отбора ЧМ-2014 для нашей команды, какие у вас сейчас эмоции и итоги?
— А какие могут быть эмоции после проигрыша? И второго матча против французов и борьбы за путевку в целом. Конечно, эмоции отрицательные. Слишком много негативных моментов было против нас с самого начала матчей против сборной Франции. Нам выпал из всех соперников сильнейший. Второе — первую игру мы играли дома, а не на выезде. Считаю, в Париже сборной Франции помогали и 12-й, и 13-й, и 14-й игрок. Играй мы с любой другой сборной, все было бы несколько иначе.
А если мы заглянем в историю — вспомните, мы выиграли игру со сборной Польши на выезде, вернулись и у нас игра с Молдовой. Это команда совсем другого уровня и эта игра была очень сложной. Было отдано очень много функциональных, эмоциональных, психологических сил.
Очень трудно было восстановить игроков после выезда в Польшу. Ну представьте себе уровень сборной Польши и пусть уж меня простит сборная Молдовы, но они немного слабее сборной Франции. Это я сравниваю спаренные матчи выезд в Польшу и домашний против Молдовы со спаренными матчами Украина — Франция, Франция — Украина.
Тогда было трудно, а представьте, как после такого изнурительного домашнего матча против французов за несколько дней противостоять им на выезде.
А тут еще сборная Франции располагает — двумя равноценными сборными. Такой уровень футболистов, которые представляют различные европейские чемпионаты. Плюс наши футболисты начали чемпионат в июле, игроки сборной так сказать «наелись» футболом, устали, а игроки сборной Франции начали свои чемпионаты конец августа — начало сентября. Они пока на самом функциональном пике.
И вновь повторюсь, мы играли против 14 игроков, а второй тайм даже вдесятером против 14. Это очень сложно, поверьте.
— А какие ощущения были в тот момент, когда арбитр матча дал финальный свисток в Париже?
— А какие могут быть ощущения? Поставьте Вы себя на мое место, Вы все прекрасно видите, понимаете, что происходит на футбольном поле, а сделать ничего не можете. Вот так это было. Очень трудно это пережить.
— Если бы можно было вернуть время назад, что бы Вы изменили, чтобы избежать возможных ошибок и достичь результата?
— Трудно ответить на этот вопрос. А вспомните момент в домашнем матче против Франции в конце игры? Три наших футболиста вышли на одного защитника, потом было три против двух и не реализовали тот момент. А было бы 3:0 и кто знает — совсем другая игра в Париже и совсем другой результат.
— А в домашней игре против Англии 0:0 — ничего не хотели бы изменить?
— Да я уже наслушался заявлений людей, которые говорили, мол, стоило рисковать. Что такое риск? Он в обе стороны. А рискни мы, счет мог бы быть и 0:2, и 0:3, и не в нашу пользу. Мы не говорили ребятам закрываться в обороне. Нет! Просто все в команде реально оценивали ситуацию. Поэтому и получилась такая игра.
— А не было такого, что наши игроки, может, немного перепраздновали 2:0 над французами и потратили лишние силы? А их возможно и не хватило в Париже?
— Понимаете, я не могу взять и закрыть игроков на базе сразу после игры. Сейчас другие времена. В наше время такое было возможно. Я еще понимаю клубные дела, а это сборная. Когда начали работать, договорились — никто никому займов не делает. Игроки сами себе профессионалы.
— Но мы настолько убедительно победили французов и по игре и по результату? И тогда игроки не выглядели уставшими.
— Ко всему надо относиться реально. Эмоции они должны помогать и мы от своих подопечных требуем, что эмоции должны помогать. Не разрушать, а помогать. Так мы хотим. Но хотеть, как говорится, — не вредно. Надо для этого что-то делать. На сегодняшний день — вот так. Надо идти вперед, не останавливаться, это уже урок и очень хороший урок. На этом же жизнь не заканчивается? Нужно двигаться дальше. И люди, приобретая опыт, будут делать выводы.
— Что Вы увидели в своих игроках: в домашней игре с французами и не увидели в выездной?
— У французов в ответном матче было 5 новых свежих исполнителей. Возможно, мы сами разрушили нашу защитную линию уже в первом матче, чем нам помогли это сделать, когда мы потеряли из-за дисквалификации Кучера и Федецкого. Которые, кстати, очень и очень неплохо сыграли первую игру.
У французов есть игроков на два состава, а у нас столько нет. Их тренер поставил двух новых центральных защитников, один из которых гол забил, и второй — игрок «Реала». У нас, нет представителей ни «Реала», ни «Манчестер Юнайтед», ни «Манчестер Сити», ни «Арсенала». Одной причины нет, их множество. Нам не повезло со жребием, я не мог этого говорить до игры. Что Бог дал — то мы и получили.
— А не мелькнула ли мысль, что нашу команду в Бразилии не ждут и она не так выгодна как Франция?
— Да я уже сказал о 14-м игроке. О 13-м, о 14-м.
— 14-й сидел на трибуне?
— Конечно! А тринадцатый делал то, что он… (пауза ). Мы просматривали нарезку моментов матча с коллегами. Удаление Хачериди — там вообще контакта не было с Рибери. То, что со стороны Рибери был фрагмент из театральной постановки — это произвело, очевидно, впечатление на арбитра и он, видимо, был не против.
— Кстати, о Рибери. Его Вы видели собственными глазами против Украины. Как считаете у него больше шансов на «Золотой Мяч», чем у Криштиану Роналду?
— Моя точка зрения — оба заслуживают. Я не член жюри.
— Но Вы голосовали?
— Да. Уже проголосовал. Первое место отдал Рибери. Роналду — второй, третий — Месси.
— На чем базировался такой выбор?
— Я бы ответил точнее, если бы я хотя бы с одним из них работал. А так, не повезло (смеется).
— И, тем не менее, одного Вы видели в двух матчах.
— Конечно, Рибери очень сильный индивидуально. После работы с Хайнкесом в «Баварии» он изменился на футбольном поле. От него стали больше требовать. Ранее он лишь по флангу работал и только вперед, а сейчас выполняет больший объем работы. Он изменился и стал гораздо сильнее.
— И, несмотря на то, что Федецкий в первой игре его закрыл.
— Да, это большая его заслуга, но ему тогда помогали партнеры. Было такое задание — закрыть Рибери, и Артем с этим справился.
— Был бы Федецкий в ответном матче, все было бы иначе?
— Конечно. Он в первой игре его нейтрализовал и у него появился опыт. Практический опыт, не теоретический.
— Было что сказать ребятам после игры в Париже?
— Конечно. Поблагодарил их за работу. То, что случилось то — случилось. Пожелали игрокам от тренерского штаба удачно доиграть календарный год в клубах. И если судьба сложится — продолжим совместную работу, имея определенный опыт работы друг с другом.
— До игры с французами сравнивали сборные Англии и Франции и сказали — Англия сильнее. После матчей плей-офф какие впечатления?
— Неизменные.
— Английские журналисты перед игрой Украина — Англия много интересовались у нас — в чем секрет успеха Михаила Фоменко? Поделитесь?
— Нет секретов. Только труд. А если и есть секреты, то они только профессиональные. Здесь нечего искать.
— Вы очень скромный.
— А каким должен быть человек?
— А Жозе Моуриньо, например?
— Это все очень индивидуально. У каждого из нас, тренеров, — кипит внутри. Но один это выплескивает, а другой переживает и делает выводы.
— Болельщики, все как один, после игры высказались за Вас как тренера в будущем для нашей команды.
— Конкретного разговора нет, но контракт был подписан по схеме «год плюс два», и если не будет никаких возражений со стороны обеих сторон, то он автоматически продлевается еще на два года.
— Не могу не спросить о Девиче. Последние матчи он не играл за сборную. Почему?
— В очередной раз говорю — это некорректный вопрос. Это наши внутренние дела. У него же в клубе другое окружение.
— Вопрос актуальный, потому Девич, комментируя поражение от Франции, о партнерах говорил «они». Может не отождествлял себя с ними? Может, он обижен в сборной?
— Если бы конфликт был — смысл его вызвать? Может, его просто неправильно перевели. Украинский язык все-таки не его родной. Это уж Вы у него спрашивайте.
— Наш чемпионат может сократиться до 14-ти или 12-ти команд. Как относитесь к таким изменениям?
— Лично мне хочется, чтобы было 16 команд. Но жизнь есть жизнь. Она диктует, сколько должно быть команд. Украина с таким населением заслуживает более 12 или 14 команд в чемпионате.
— Вы родом из маленького поселка. Корни свои не забываете?
— Я родом из села Малая Рыбица, на Сумщине. Сейчас у меня есть дом в селе Большая Рыбица, это 7 км. от Малой Рыбицы. Там замечательная природа: отдохнуть можно и душой и телом. Я много повидал в мире, но Родина для меня это Родина.
— А что для Вас — отдых?
— Рыбалка! Ранее был — спортивный интерес, а сейчас получаю удовольствие от процесса. Кому-то хорошо на Мальдивах, а мне — наоборот. Лучше у себя дома.
— В Вас просто влюбились болельщики сборной Украины. Вы что им можете пожелать в ответ?
— Если Вы говорите, они «влюбились», пусть знают, это — взаимно. Потому что на любовь нужно отвечать любовью. А на болельщицкую любовь мы можем отвечать только делом. Это и буду делать, если мне доверят и в дальнейшем.
Схожие новости
Брюс Уиллис будет Сильным орехом в седьмой раз
Не так давно было обнародовано, что Брюсу Уиллису поступило предложение сняться в седьмой части кинофильмаЧитать далее
Лавров: Город Москва не забудет Турции сваленный самолет
Город Москва не забудет Турции пособничества террористам, а остается дружна турецкому народу, сообщил министр зарубежныхЧитать далее