Что из себя представляет франшиза, типы

Франшиза — это право на ведение бизнеса под другим брендом и с использованием бизнес-модели другой компании. Это возможность запустить бизнес «с нуля», но уже под известной вывеской и (или) с набором эффективных стандартов работы. Если вас интересует недорогая франшиза, рекомендуем обратиться на сайт izhevsk.soho.menu.

Компания, передающая франшизу, называется франчайзором (еще встречается обозначение «управляющая компания»).

Предприниматель, ее покупающий, называется франчайзи (часто используется термин «партнер» или «представитель»).

Отношения между франчайзором и франчайзи называются франчайзингом.

Три составляющие франшизы

Любая франшиза включает в себя:

Бренд
Бизнес-модель
Контроль
Бренд

В узком смысле, бренд – это марка, отличающая товары или услуги одной компании от другой. Но во франчайзинге бренд рассматривается в широком смысле – как совокупность мнений, ассоциаций, оценок относительно торговой марки. Бренд может быть известным или неизвестным, с хорошей или плохой репутацией. Соответственно, франчайзи заинтересован в покупке известного и/или имеющего хорошую репутацию бренда – это даст его предприятию стабильный поток клиентов, которые не пришли бы к нему, если бы он открылся под собственной вывеской. Если предприниматель откроет кафе под вывеской McDonalds, людей к нему будет приходить гораздо больше. Но так как право на бренд ему не принадлежит, чтобы открыться под такой вывеской он должен получить право на использование бренда от правообладателя. Это право и есть основа франшизы.

Чтобы оформить свое право на бренд, франчайзор должен зарегистрировать товарный знак, в котором может быть описано название, логотип, фирменные цвета и другие элементы, отличающие этот бренд от другого. Товарные знаки бывают международными и локальными, т.е. действующими в одной стране. Базу международных товарных знаков можно посмотреть здесь, а российских – здесь.

Чтобы передать право на использование товарного знака, франчайзор должен подписать и зарегистрировать с франчайзи договор коммерческой концессии, либо лицензионный договор. В противном случае товарный знак не будет считаться переданным с точки зрения закона. Подробнее – в нашем материале про договор франчайзинга.

Для многих франшиза ограничивается только передачей бренда: партнер платит за право работать под вывеской и этим отношения между франчайзи и франчайзором ограничиваются. На самом деле бизнес-модель и контроль – не менее важные составляющие этих отношений.

Бизнес-модель

Бизнес-модель – это система ведения бизнеса в конкретной компании и ее описание. Она включает в себя описание всех процессов и стандартов работы компании. Другими словами, она отвечает на вопрос: «как работает эта компания?». Как у нее устроены продажи, за счет чего монетизируется, какой дизайн помещений она использует и т.д. Вплоть до таких мелочей как расстановка цветов в офисе. Это может показаться странным, но, если это включено в бизнес-модель – значит, в этом есть смысл с точки зрения бизнеса.

Бизнес-модель всегда зафиксирована в каких-то документах. Чаще всего это стандарты компании. Именно эти стандарты передаются партнеру в момент, когда он оплачивает вступительный взнос. Этим стандартам он обучается перед открытием своего франчайзингового предприятия. Им же следует в ходе своей работы под крылом управляющей компании. Поэтому бизнес-модель – это вторая важнейшая составляющая франшизы

Контроль

Франшиза не ограничивается покупкой права на бренд и обучением стандартам. Франчайзи взаимодействует с франчайзором все время действия договора. И это взаимодействие проявляется не только в консультациях, вебинарах, обновлении стандартов, но и в контроле.

Стандарты, как уже говорилось выше, могут на первый взгляд противоречить здравому смыслу. Поэтому некоторые франчайзи могут пытаться нарушить эти стандарты для получения большей прибыли. Либо халатно относиться к их исполнению. Итогом в большинстве случаев становится ухудшение качества обслуживания и товара на франчайзинговом предприятии. А страдает из-за этого репутация всей сети. Поэтому контроль выполнения стандартов – неотъемлемая часть франшизы. Кроме того, франчайзор должен быстро реагировать, если видит, что дела у его партнера идут плохо.

Какие каналы используются для контроля:

Проверки. Это может официальная проверка, может быть внеплановая или просто отправка тайного покупателя. По результатам проверки выносятся предписания, которые франчайзи обязан исправить в определенные договором сроки. Проверки помогают выявить многие недостатки работы, но их минусы перекрывают плюсы – отправлять людей от управляющей компании в разные города дорого, проверки происходят непостоянно, с момента начала нарушения до проверки может пройти много времени.
Геймификация. Партнер может получить бонусы за достижение определенных показателей – обычно это выручка предприятия, иногда – количество новых или вернувшихся клиентов, а также средний балл по отзывам. Перечень зависит от бизнес-модели и соответствующих ей KPI.
Но такая система мало отличается от обычной ежемесячной отчетности. Если франшиза использует геймификацию, то на основе KPI выстраивается открытый (как минимум, для представителей сети) рейтинг лучших и худших франчайзи. Лучшие получают бонусы, худших наказывают. Это хорошая стимуляция – получается, что партнеры контролируют сами себя для достижения максимальных результатов.
IT-система. Управляющая компания подключает франчайзи к единой системе (CRM или ERP) и контролирует не только денежные вопросы, но и выполнение всех стандартов. Тренд последних лет во франчайзинге – полная автоматизация бизнес-модели. Например, в фаст-фуде после получения заказа IT-система может не только фиксировать получение средств, но и выводить на экран рецепт, отмерять нужное количество ингредиентов, и, если последние заканчиваются, сразу создать заказ для снабженца. Аналогичные системы есть и в других отраслях – автомобильной, сервисной, индустрии красоты. Такая система минимизирует «человеческий фактор» и моментально сигнализирует о том, что у кого-то из франчайзи проблемы.
Без хотя бы одного из этих трех элементов предложение не может в полной мере называться франшизой:

Если не передается бренд, то, скорее всего, не передается и бизнес-модель, и контроля тоже нет. Такое может быть, к примеру, при оптовой продаже товара – сам товар брендовый, но открыть магазин под этой вывеской покупатель не может – это просто поставки. То же касается и передачи прав на IT-систему – это может быть полезно и выгодно, но без бренда это не франшиза, а SaaS-решение для бизнеса.
Без бизнес-модели франчайзор не сможет обеспечить главного – уверенности в том, что его бизнес будет работать и приносить прибыль. Другими словами, для франчайзи такой бизнес не будет ничем отличаться от того, как если бы он запускал его сам, совершая все ошибки. Бизнес-модель помогает этих ошибок избежать.
Без контроля качество услуг и продукции, предоставляемой франчайзи, быстро начнет падать. А за ней и репутация всей компании. От этого пострадают и «хорошие» партнеры, выполняющие все стандарты. Поэтому контроль – это необходимость для франшизы.



(Следующие новости) »



Leave a Reply

Ваш email адрес не будет опубликован. Обязательные поля обозначены как *

*