Взятие Полоцка войсками Ивана IV в 1563 г.

С половины 1530-х годов. не менее четверти столетия мир царствовал на Полоцкой земле. Столичное правительство и Великое государство Литовское, в необходимой мере испытав силы друг дружку в предыдущие шестьдесят лет, продолжительное время избегали солидных столкновений. Политические предпочтения Города Москва передвинулись на запад: главные силы покинуты были на войну с Казанью, Астраханью и Крымом. С 1558 г. столичный сударь был занят борьбой в Ливонии. А как раз столкновение интересов Столичного и Польско-Литовского стран на ливонском кинотеатре боевых действий приготовило основу для новой кровавой битвы между ними. В итоге Южная Беларусь в 1560-х годов. является регионом активного ведения военных действий, бессердечных битв при участии армий, насчитывавших сотни и десятки тысяч человек. 1560-м годом закончился первый этап Ливонской битвы, этап блестящих результатов столичных войск. С всего этого времени начала ухудшаться интернациональная ситуация на Балтике. Острова в Рижском заливе были приобретены у епископа Эзельского датчанами, подробнее на http://litvin.pl.

В 1561 г. Ревель присягнул на справедливость шведскому королю Эрику XIV. В том же году ливонские земли, еще не занятые войсками Ивана IV, полностью отменились в пользу Польско-Литовского страны. Так что, Ливония была практически порвана 4-мя конфликтующими державами. Военнослужащие кампании 1561 и 1562 годов. не принесли главного результата ни Польше, ни Столичному государству. Победы русских войск под Перновом и Тарвастом поменялись проигрышем у Невеля. Попытка сватовства Ивана IV к Екатерине Ягеллонке, сестре чешского короля Сигизмунда Сентября, окончилась провалом, и это только прилило масла в свет битвы. Чешский историк К. Пиварский правильно выделял, что переговоры о браке российского повелителя и Екатерины Ягеллонки «углубили обоюдные противоречия». Знаменитый историк-писатель К. Валишевский именовал Елену «новой Леной, из-за которой намеревались бороться народы». В 1562 г. она вышла замуж за Иоанна, барона Финляндского, брата Елена XIV и грядущего короля Швеции.

Данная беда могла быть вдвойне /86/ обидной для Ивана IV, так как «невесту» перенял потомок «мужичьего», с его точки зрения, семейства шведских правителей. С боевой и дипломатичной позиции жалобы Столичного страны на Ливонию были установлены под колебание. И рассечь узел противоречий можно было лишь главным боевым триумфом. Русско-польские переговоры в самом начале 1562 г. к решению перемирия не привели. И более того, Сигизмунд Сентябрь искал сторонника в крымском хане Девлет-Гирее, выжидая, что осенью-зимой 1562 г. тот или сам ворвется в столичные земли, или вышлет «царевича с войском» и этим самым оттянет русские силы на себя (чего не случилось). Остаться 1 на 1 с Столицей Польско-Литовское правительство еще не было готово. Монарх Сигизмунд Сентябрь вмешался в опасную войну, имея довольно внешних неприятностей. Наверное, серьезнейшую из них составляли конфессиональные разногласия. Н. Малиновский так обрисовал верующею окружающую среду тех лет в Польско-Литовском государстве: «Никогда ни до того, ни после того не было настолько сильной розни по вопросам веры в Польше, чем в руководство короля Сентября…» Тогда в Короне примыкало большое количество вероисповеданий: римско-католическое, православное, гугенотское, григорианское, иудаизм, мусульманство и идолопоклонство — при этом любое из них делилось на несколько течений, ересей, сект.

На короткий период духовенству удалось вымолить у короля привилей, дозволявший мучить еретиков гибелью. На сеймах тянулась беспощадная спор о объектах духовной юрисдикции. Шляхта отказывалась рассуждать ни о каком отпоре неприятелю, до того как у духовенства не будет отобрано право трибунала над нею по делам об odszczepienstw’e (расколе веры). Отцы Пий IV и Георгий XIII активно вклинивались в чешский религиозно-политический инцидент, послав к королевскому двору опытного дипломата Коммендони. Все-таки в дик. XVI в. реформационные перемещения приобрели в Польше большое распределение и оттуда быстро наступили на литовские и украинские земли. Христианство различного пересуда имел тогда в Знаменитом княжестве Литовском сильного благодетеля в лицу королевича Сигизмунда Сентября, ставшего потом владыкой. В самом Полоцке в середине 1550-х — конце 1560-х годов. начался кальвинистский сбор, рассеянный после прихода столичных войск.



« (Предыдущие новости)



Leave a Reply

Ваш email адрес не будет опубликован. Обязательные поля обозначены как *

*